Top.Mail.Ru

История

Храм св. Иоанн Предтечи п. Кутулик Иркутская область. Часть первая.

Доброго и благословенного вам дня, дорогие о Господе братья и сестры! Представляем Вашему историю-рассказ о храме святого Иоанна Предтечи нашей дорогой землячки, уроженки п. Кутулик, Раисы Васильевны Поповой. Каждый из вас, намеривающийся ознакомиться с содержанием данного труда, погрузится не только в историю создания храма святого Иоанна Предтечи, но и увидит через эту историю образ жизни своих предков, ощутит глубину их веры, найдёт родные фамилии, и, возможно, свою собственную. Ввиду объемного содержания, книга будет разделена на несколько частей. Приятного Вам прочтения! Пусть вас благословит Господь!

«4 февраля (22 января ст. стиля) 2014 года исполнилось 100 лет со дня освещения в Кутулике новой каменной церкви во имя Усекновения Главы святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Освящение храма совершил Его Преосвященство Евгений, епископ Киренский, начальник Иркутской миссии в сослужении девяти священников: известного миссионера и благочинного миссионерских церквей Балаганского уезда протоиерея о. Николая Затопляева, протоиерея Заларинской церкви о. Иннокентия Преловского, местного благочинного о. Алексия Логинова, протоиерея Зиминской поселковой церкви о. Михаила Копылова и священников близлежащих церквей, приехавших на праздник – Заларинского – о. Владимира Сухих, с. Александровского – о. Михаила Чирцева, с. Бельского – о. Автонома Рогозинского, с. Черемховского – о. Андрея Круглова и местного священника – о. Василия Флерова (1).

Во время торжественной службы пел хорошо известный прихожанам хор из учеников второклассной школы под управлением учителя образцовой школы Сергеева.
Освящение нового храма и Божественная литургия в этот день были одним из тех нечастых торжеств, которые случаются в приходах при посещении Архипастырей. Не только новая большая церковь была переполнена молящимися, но и церковная ограда и улица напротив церкви были запружены народом (2).

Владыко более часа благословлял прихожан, раздавая крестики, жития Святителя Иннокентия, его изображения и Евангелия. После этого он посетил одноклассную церковно-приходскую школу, которая находилась напротив нового храма (ныне ул. Советская, 90) и второклассную, расположенную на окраине селения (до настоящего времени не сохранилась).
Кутуликский приход в это время был одним из крупных на территории Иркутской губернии. К 1914 году в его состав, кроме самого села, входило 42 заимки. В приходе насчитывалось 695 дворов и 5326 человек. Кроме того, на территории прихода проживало 343 иноверца (в основном магометане и евреи) и 115 католиков (3). Для сравнения скажем, что на 1 января 2014 года все население поселка Кутулика составляет 4913 человек (4).

Новый каменный храм был четвертым по счету в Кутуликском приходе. Все четыре церкви (три деревянных и одна каменная) были построены на средства прихожан.
Первая деревянная церковь была возведена в 1766 году и освящена 3 декабря Архимандритом Виталием во имя Усекновения Главы Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя Господня (5). Эта информация сохранилась «в надписи на кресте, находящемся при сей церкви…. О том, вновь ли она воздвигнута, или освящена из молитвенного дома и часовни нет ни преданий между прихожанами, ни документов» (6).
Этот вопрос не праздный и напрямую связан со временем основания (заселения местности) поселения. Дата основания Кутулика до сих пор не установлена. Известно, что ямские станы по Московскому тракту в Иркутской провинции, в том числе и Кутуликский, были основаны в 1743 году, кроме Китойского – он в 1749 году (7). Однако, как показывают исторические исследования, это совсем не означает, что все поселения были основаны одновременно. Известно, что первая церковь в п. Китой была построена до 1706 года, а в соседнем Залари первая деревянная церковь сгорела в 1734 году (8), следовательно, основаны эти поселения ранее упомянутых дат.

По Кутулику, как было сказано, таких сведений не сохранилось. Однако, рассматривая схему слободы Кутуликской из Геометрического плана межевания земель Иркутской губернии 1800 и допуская определенную ее условность, все же нельзя не заметить, что жилая застройка существует только на одной стороне тракта, на той, где отмечена церковь. На вторую сторону тракта выходят огороды второго ряда застройки, расположенной вдоль речки (ныне практически высохшей), по имени которой поселение получило название. Это дает возможность предположить, что первые жители селились вдоль речки и появились здесь еще до образования ямской станции на тракте.
Среди крестьянских дворов церковь выделялась крупными размерами, монументальностью и своими выразительными формами «демонстрировала высоко-художественный образец сибирского деревянного зодчества» (9) С северной и западной сторон постройку охватывала галерея на выпусках. Колокольня при ней была отдельно стоящей, или как говорили раньше «на отставке» (10). История сохранила для нас внешний вид этой церкви на фотографии и рисунке 1880-х годов.

Благоукрашалась Иоанно-Предтеченская церковь, как и другие православные церкви, усердием старост храма и прихожан. В 1860 году церковный староста иркутский мещанин Николай Федосеев пожертвовал напрестольный серебряный вызолоченный крест весом в 1 фунт 64 золотника, стоимостью 75 рублей серебром. «Его же усердием перелиты два колокола, один в 8 пудов, а другой в 1 пуд двадцать фунтов, переливка сия стоит 89 рублей 65 коп серебром. Куплен колокол весом в 1 пуд 34 фунта, стоющий 38 рублей и заведены 11 лампад на сумму 52 рубля серебром. Вдовою поселенческой женою Татьяною Татаренковой пожертвованы риза, епатрахиль и набедренник полупарчевыя по белой земле, стоющие 35 рублей серебром. Крестьянином Ванифатьем Балдаковым пожертвована плащаница по малиновому бархату шитая золотом и обшитая золотою бахрамою с золотыми по углам кистями, стоющая 100 рублей серебром» (11).

С течением времени церковь обветшала и требовала капитального исправления. Священник о. Фортунат Румянцев и церковный староста Андрей Антонович Комков предложили вместо ремонта старого храма построить новый. Вначале предложение было обсуждено в общем собрании прихожан, а затем вынесено на мирской сход государственных крестьян Кутуликского селения. Приведем рассуждения прихожан по этому поводу, выраженные в общественном приговоре от 2 марта 1872 года: «При обсуждении сего вопроса, мы, прихожане, с одной стороны, приняли во внимание многолетнее существование Предтеченской церкви и отдельно стоящей колокольни, от влияния времени приходящих в ветхость и даже в настоящее время требующих капитального исправления, а с другой – малопоместительность сей церкви, судя по количеству прихожан. Имея в виду такое положение церкви мы, прихожане ее, при общем согласии и сочувствовании к делу построения новой, нашли лучшим вместо исправления настоящей соорудить новую деревянную, по имеющему быть избранным плану на деревянном фундаменте» (12).
Разрешение на строительство новой церкви было получено от Архиепископа Иркутского и Нерчинского Парфения и в Мирском приговоре крестьян, состоявшемся уже 4 июня, было решено построить однопрестольную церковь «во имя издревле чтимого … Св. Пророка и Крестителя Господня Иоанна» и по выбранному крестьянами Высочайше одобренному плану № 13. Но в связи с тем, что старую церковь, предусмотрительно было решено не сносить (разобрали только отдельно стоящую колокольню), под новую церковь дополнительно выделили место рядом с церковною оградой, занятое ветхими постройками крестьян Поповых, которым был отведен новый участок (13).

В иллюстрациях нами помещен документ из Государственного архива Иркутской области: Мирской приговор крестьян Кутуликского селения о строительстве новой деревянной церкви. Он подписан всеми крестьянами, бывшими на сходе. Читая подписи крестьян, мы находим среди них знакомые нам фамилии первопоселенцев Кутуликского ямского стана, пришедших сюда из Бельского, Балаганского, Илимского, Яндинского, Илгинского, Идинского и Братского острогов в 1740-е и 1750-е годы (14), оставшихся здесь и давших новые поколения жителей Кутулика. Назовем фамилии первожителей (многие из них дали названия возникшим вокруг Кутулика заимкам и сохранились среди жителей поселка до сегодняшнего дня): Тютрины, Молевы, Тепляковы, Поповы, Шестаковы, Евдокимовы, Кручинины, Широколобовы, Болдаковы, Шелемины, Середкины, Нестеровы, Хороших, Смирновы, Пономаревы, Шамановы, Муратовы, Белослюдцевы, Спешиловы, Ожеговы и другие. Новая церковь возводилась на средства их потомков.

Из отдельных крупных пожертвований известно, что в 1874 году 500 рублей серебром пожертвовал бывший церковный староста, Кутуликский крестьянин Иван Парамонович Вязьмин (15). В это время в приходе состояло 373 двора, в которых проживало почти две с половиной тысячи прихожан. В их состав входили две казачьих станицы – Головинская и Корховская с населением 491 человек (16).
Новый деревянный храм был возведен в 1874 году и 6 февраля 1875 года освящен Епископом Иркутским и Нерчинским Вениамином (17). Но служили в новой церкви недолго, всего два с половиной года. «В ночь с 19 на 20 июля 1877 года она сгорела от молнии». В памятной записи Клировой ведомости за 1877 год перечислено все, что погибло в огне: «весь круг богослужебных книг, много имущества, библиотека, много ризницы и утвари, архив, кроме метрических книг за 23 года, а именно с 1840 по 1863 год включительно, опись церковному имуществу, составленной в 1866 году и книги прибылых вещей, выданной из Иркутской Духовной Консистории 1862 года, обыскной книги, выданной в 1874 году, брачных документов за 1876 и 1877 годы, приходо-расходных книг, выданных в 1872 году, клировой ведомости за 1876 г.» (18). Среди сгоревших назовем конкретные иконы, известные нам по фактам пожертвований из Клировых ведомостей: запрестольные крест и Богоматерь стоимостью 50 рублей серебром, икона Святителя и Чудотворца Николая в сребро-позлащенной ризе и киоте стоимостью 227 рублей серебром, пожертвованные в 1869-1870 годах церковным старостой Иваном Парамоновичем Вязьминым (19); икона Святителя Иннокентия в сребро-позлащенной ризе и киоте, украшенном резьбой и золотом стоимостью 323 рубля серебром, новый киот к иконе Святителя Николая, украшенный резьбой и золотом стоимостью 95 рублей и новое священническое облачение стоимостью 75 рублей серебром, пожертвованные в 1868-1870-м годах крестьянином Андреем Антоновичем Комковым (20).

После 1877 года в Клировых ведомостях в графе об утвари неизменно значилось: «В утвари чувствуется большой недостаток после пожара, во время которого все почти сгорело».
Внешний вид церкви 1875 года, построенной по 13-му номеру Высочайше утвержденных проектов и простоявшей всего два с половиной года, сохранился на фотографии.

К этому же времени относится фотография Большой (Советской) улицы села, снятая со стороны Барабинского моста через речку Кутуличку. Мост получил название по местности «Бараба», которая находилась за речкой – район локального проживания татар. На обеих фотографиях улицы Большой мы видим телеграфные столбы, стоящие вдоль Московского тракта (Иркутск был соединен телеграфной линией с Москвой в 1864 году). После пожара старый деревянный храм отремонтировали и 2 октября 1877 года он был освящен малым освящением местным Благочинным священником Дмитрием Болотовым (21).

А прихожане начали собирать средства на новый храм. По приговору прихожан для сбора пожертвований были выбраны, а затем утверждены епархиальным начальством крестьяне Сергей Евфимович Шелемин и Лука Калистратович Широколобов (22). Через четыре года после пожара было собрано около десяти тысяч рублей. Посчитав эту сумму вполне достаточной для закладки церкви, 28 июня 1881 года кутуликские крестьяне собрались на мирской сход и выслушав заявление своего приходского священника отца Лавра Копылова, что «настоящий … храм и убог и тесен и так стар, что совершение Богослужения в нем становится опасным»; а также принимая во внимание «…невозможность, при нынешних тяжелых годах, местных условиях и неимоверной дороговизне на рабочие руки думать о каменном храме» (23) с общего согласия всех прихожан приняли решение ходатайствовать о разрешении строительства нового деревянного храма.
Храм св. Иоанна Предтечи в п. Кутулик: Храм св. Иоанн Предтечи п. Кутулик Иркутская область. Часть первая.
Храм св. Иоанна Предтечи в п. Кутулик: Храм св. Иоанн Предтечи п. Кутулик Иркутская область. Часть первая.

Часть вторая.

Третий деревянный храм в Кутулике был заложен 11 ноября 1882 года. Но собранных денег не хватило, и в 1883 году Кутуликское общество позаимствовало в Заларинской Николаевской церкви 5000 рублей на достройку нового храма (24).

Несмотря на то, что не сохранилось ни изображения церкви, ни планов, можно сказать, что вновь заложенный храм по размерам значительно превосходил предыдущие, так как был уже двухпредельный с главным престолом во имя Честнаго Славного Пророка Предтечи Христова Иоанна и с боковым приделом с левой северной стороны во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Главный храм был освящен 5 февраля 1884 года Его Высокопреосвященством Вениамином, Архиепископом Иркутским и Нерчинским, а придельный – местным благочинным священником Иннокентием Преловским 30 сентября того же года (25). К 1885 году в приходе по сравнению с 1874 годом количество прихожан увеличилось на 465 душ и составило 2950 человек (26).
Именно этот храм посетил в свой проезд чрез Сибирь Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич, Великий князь Николай Александрович, будущий император Николай II, и после посещения, оставшись довольным, повелел выдать в пользу храма 100 рублей и детям певчим на конфеты 10 рублей (27).

Именно в этом храме в 1901 году произошло единственное, особо торжественное, таинство святого крещения, потому что проводил его Архипастырь, Высокопреосвященный Тихон, Архиепископ Иркутский и Верхоленский. Приехав освятить новое здание второклассной церковно-приходской школы, Владыка, по просьбе ученика второклассной школы буддиста Ошура Убхунова, совершил над ним таинство крещения. Восприемниками были епархиальный наблюдатель над церковно-приходскими школами Иван Львович Брызгалов и жена попечителя одноклассной церковно-приходской школы купца Анания Швец – Анна Леонтьевна. Таинство крещения проходило на следующий день после престольного праздника при большом стечении народа (28).

В 1898 году были сделаны следующие пожертвования на церковь: начальник Кутуликской конвойной команды капитан Григорий Степанович Павлов пожертвовал 19 рублей на покупку парчовой ризы, Ольга Николаевна Иванова купила две приличных лампадки к иконам, крестьянин Иван Степанович Буйков пожертвовал 12 рублей 25 копеек на покупку воздухов и копия, крестьянин Александр Степанович Буйков – шелковую напрестольную одежду, Иван Борисович Молев – 16 рублей 80 копеек на украшение храма, купец Ананий Швец – вязаное покрывало (29). В 1899 году крестьяне Петр Н. и Иннокентий К. Анчутины – священническое и диаконское облачения, казаки Даниил и Алексей Занины – одежды на аналои, казаки Леонтий и Никита Юшмановы – сребро-позлащенную дароносицу, купеческая жена Анна Леонтьевна Швец – бурсовый подризник, жена иркутского мещанина Наталия Адрианова Горяева – фату и цветок для украшения иконы Распятия Спасителя (30).

Мы приводим все эти мелкие, сохранившиеся в литературе подробности, очень важные для истории церкви, так как у Бога любое деяние не остается незамеченным, а также помня Евангельскую вдову, которая по слову Спасителя, положила на храм больше всех, так как «от скудости своей положила все, что имела» (Мар.12:44).
В 1900 году в церкви был проведен ремонт: произведена оклейка и окраска храма внутри (31).
Но и этому храму не суждено было долго стоять: на 1 января 1904 года церковь сгорела, прослужив всего двадцать лет (32).
И вновь был отремонтирован старый храм постройки 1766 года. Вероятно, именно в это время у него были изменены первоначальные формы: убрана галерея и перестроена венчающая часть, превратившие его в невыразительную церковную постройку. В это же время часть деревянной крыши была заменена на железную (33).

Однако всем было очевидно, что ремонтом старый храм не спасешь и нужно собирать средства на строительство новой церкви, теперь уже каменной. К 1909 году в Кутулике был собран капитал в 32 тысячи рублей для постройки каменного храма, и крестьяне изыскивали еще 8 тысяч (34).

В Клировой ведомости за 1914 год записано, что каменная церковь была построена «тщанием прихожан и на страховые средства» (35). Как можно предположить, значительная часть строительного капитала состояла из страховой суммы.
Под каменную церковь была выделена территория рядом со старым деревянным храмом с северо-западной его стороны у пересечения Московского тракта и местной дороги, ведущей на заимки (ныне Бахтайский тракт). К концу 1913 года строительство церкви было завершено. В Клировых ведомостях за этот год отмечено: «В приходе окончен в постройке каменный под железной крышей храм с колокольней, но еще не освящен» (36).

Старая церковь постройки 1766 года, послужившая в общей сложности 125 лет, с 1875 года уже без колокольни, осталась стоять на своем родном месте. В 1925 году постановлением Губисполкома она была поставлена под государственную охрану как памятник архитектуры (37). По одним сведениям церковь сгорела в 1929 году (38), по другим – в 1931 году (39).
Каменный храм имел три престола, два уже известные нам: главный – в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, второй – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и третий в честь Святителя Чудотворца Иннокентия Иркутского.
Проект на постройку каменного храма пока не найден. По мнению исследователя церковной архитектуры И. В. Калининой, автором проекта являлся епархиальный архитектор А. С. Покровский, так как Кутуликский храм по планировочной структуре, объемной композиции и фасадному решению имеет значительное сходство с церквями, построенными по его проекту в начале ХХ века: Тулунским Покровским, Иркутским Александрийским и Верхоленским Воскресенским собором (40).

Церковь была закрыта в 1936 году. Перед этим была проведена соответствующая процедура: 20 февраля составлен акт технического осмотра храма, в котором были зафиксированы совершенно незначительные разрушения: «у крыльца обвалены тетивы, пол деревянный, печи нет, лестница на хоры не имеет локотников» (41); в марте проведено общее собрание колхозников, где было принято решение о закрытии церкви и о передаче здания под школу. Прихожане пробовали протестовать и 15 мая написали коллективное письмо на М. И. Калинина, ответа на письмо не последовало, и 14 июля была отправлена срочная телеграмма тому же адресату с информацией, что церковь разрушают и с доводами о незаконности этого деяния: церковь каменная новая, есть средства ее содержать, все налоги уплачены. В ответ вышло постановление ВЦИК от 25 декабря 1937 года, утвердившее решение о сносе (42).

В советское время венчающие части храма и колокольни разобрали, а здание использовали под кинотеатр. Долгое время исследователям не были известны формы завершений храма, пока не нашлась единственная на сегодняшний день фотография с внешним видом каменной церкви.

В 1999 году здание церкви возвращено Иркутской епархии и здесь возобновились службы.
По штату Иоанно-Предтеченской церкви с самого начала ее постройки положены один священник и двое причетников, с 27 ноября 1826 года к ним прибавлен диакон (43). В 1850 году Высочайше утвержден новый штат, по которому Предтеченской церкви полагались священник, дьячек и пономарь, с 1870 года – священник и два псаломщика; к концу ХIХ века – священник, диакон и псаломщик, а с 1909 года с увеличением численности прихода штат расширен до двух священников, диакона и псаломщика (44).

К сожалению, Клировые ведомости по церкви, в которых дана наиболее полная информация о священно-церковно-служителях, сохранились только с 1830 по 1915 год, поэтому о служителях, не попавших в этот временной отрезок, сведений практически не сохранилось.
Первые священники, служившие в церкви в ХVIII веке, неизвестны. До 1824 года (45) в храме служили отец Платон Шашков и отец Рафаил Пономарев (время их служения пока не установлено), они умерли здесь и, как можно предположить, похоронены при церкви. Сыновья их тоже служили в Кутуликской церкви: первого – дьячком (о нем речь пойдет ниже), второго – диаконом. Вдовы их были приписаны к церкви как сиротствующие и жили со своими сыновьями.

А теперь назовем всех известных по Клировым ведомостям священников, служивших к Кутуликском приходе, с небольшими справками о них, подробнее рассказав о наиболее радетельных и попечительных, пользующихся любовью прихожан.
С 30 ноября 1824 года по 1834 год включительно (возможно до августа 1841 года) – священник Петр Симеонович Трапезников. В Кутуликской церкви он начал свой священнический путь, но за страсть к винопитию несколько раз наказывался и в дальнейшем отлучался от служения: так, в 1847 году временно служил во Владимирской церкви причетником (46).

С 6 августа 1841 до 7 февраля 1871 года (до дня своей смерти) – священник Гавриил Павлинович Добровольский. Окончил полный учебный курс во Владимирской семинарии по 2-му разряду и по распоряжению Святейшего Правительствующего Синода приехал в Иркутскую епархию для занятия священнического места. 6 августа 1841 года рукоположен во священника к Кутуликской Предтеченской церкви и всю свою священническую жизнь (29 лет и шесть месяцев) прослужил на одном месте – это самое длительное священническое служение при Кутуликской церкви. Награжден в 1858 году бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте в память войны 1853-1856 годов; в этом же году Высокопреосвященнейшим Архиепископом Евсевием за долговременное и честное служение Церкви Христовой и попечение о благолепии приходского храма награжден набедренником; в 1859 году утвержден духовником в Зиминском Благочинии; в 1864 году Всемилостивейше награжден бархатной фиолетовой скуфьей; в 1867 году за увеличение продажи свеч получил полную благодарность Иркутского Епархиального Начальства. Все время характеризовался только положительно: «Поведения весьма хорошего, по должности всегда исправен, к продолжению службы благонадежен» (47). Жизнь скромного сельского пастыря, ответственно исполняющего свои обязанности и посвятившего жизнь служению Богу.

С 15 февраля 1871 года по июль 1876 года – священник Фортунат Назарович Румянцев, сменил своего тестя Г. П. Добровольского. Протоиерейский сын о. Фортунат, уроженец Нерчинского Большого Завода. По окончании курса наук в Иркутской Духовной Семинарии с аттестатом 1-го разряда 11 сентября 1866 года Высокопреосвященнейшим Парфением Архиепископом Иркутским и Нерчинским рукоположен во священника Селенгинской Покровской церкви. С 22 июня 1868 года был определен сотрудником Попечительства о бедных духовного звания. С 1867 по 1869 год по приглашению командующего 3-й конной бригадой подполковника Клейменова занимал должность законоучителя в русско-монгольской школе. В 1869 году утвержден Законоучителем в Селенгинское Приходское Училище; 1 сентября того же года по прошению переведен к Верхнебулайской Преображенской церкви Балаганского округа; а с 15 февраля 1871 года согласно прошению переведен к Кутуликской церкви. Вторая деревянная церковь в Кутулике была построена его трудами. За ответственное исполнение своих обязанностей 29 июля 1874 года награжден набедренником. «Поведения очень хорошего, по должности исправен и к продолжению оной благонадежен» (48). Молодой, образованный и подающий надежды священник, что подтвердила дальнейшая его жизнь. После Кутуликской церкви он был переведен к Голуметской Николаевской церкви на место священника Л. Ф. Копылова (который был переведен в Кутулик) и прослужил здесь до 1920 года, до выхода за штат. Был награжден всеми священническими наградами, возведен в сан протоиерея и в 1917 году получил первую протоиерейскую награду – палицу (49).

С 5 июля 1876 года по март 1895 года – священник Лавр Феофилович Копылов. Самый известный и уважаемый священник Кутуликского прихода. Даже сквозь скупые строчки его краткой биографии, приведенной ниже, проступает личность ревностного служителя Богу, стремившегося всеми доступными средствами привести свою паству ко спасению. Родился о. Лавр 30 августа 1840 года в уездном городе Нижнеудинске в семье пономаря. 14 июля 1864 году окончил курс учения в Иркутской Духовной семинарии, и в этом же году 13 ноября Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Парфением Архиепископом Иркутским и Нерчинским рукоположен в диакона, а 15 ноября во священника к Архангельской церкви села Шамановского Нижнеудинского округа.
18 февраля 1872 года согласно прошению переведен к Голуметской Николаевской церкви, а 23 марта определен законоучителем в Голуметское приходское училище и проходил эту обязанность по 5 июня 1876 года.
В 1876 года по распоряжению Епархиального Начальства переведен к Кутуликской Предтеченской церкви.
Энергичный священник, отзывчивый на все полезное, сразу же обратил на себя внимание епархиального начальства и сослуживцев и стал получать разные назначения и поручения. По выбору духовенства несколько раз (1870, 1878, 1879, 1880, с 1888 по 1891 гг.) на о. Лавра возлагались обязанности депутата на епархиальных училищных съездах, три раза (в 1872, 1880, 1888 годах) по распоряжению Епархиального Начальства проходил обязанность катехизатора, три раза (1874, 1875 и 1876 гг.) – обязанности члена Благочиннического совета. С 1891 года исполнял ответственные обязанности духовника благочиния.

Первую благодарность за усердие в назидании прихожан получил от имени Его Высокопреосвященства 23 июля 1868 года, прослужив всего четыре года. В 1871 году объявлена вторичная благодарность от Его Высокопреосвященства за особенное пред другими ревностное исполнение своих обязанностей. 14 июля 1874 года Его Преосвященством Преосвященнейшим Вениамином Епископом Иркутским и Нерчинским за усердную и полезную службу награжден набедренником. 26 марта 1879 года за отличие по службе удостоен Благословения Святейшего Синода. 19 декабря 1884 года Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Вениамином Архиепископом Иркутским и Нерчинским объявлено Архипастырское Благословение за заботливость об открытии в Кутулике церковно-приходской школы. Школой батюшка заведовал в течении 11 лет, до своей смерти.

24 марта 1885 года за отличие по службе Высочайше награжден скуфьей. 5 октября 1889 года удостоен Архипастырской благодарности. По определению Святейшего Синода от 29 апреля 1891 года Высочайше награжден камилавкой (50). Своей деятельностью заслужил большую любовь и уважение прихожан. В связи с тридцатилетием служения в священническом сане 13 декабря 1894 года с благословения Архиепископа Иркутского и Верхоленского Тихона получил от прихожан в подарок сребро-позлащенный «украшенный сразами и камнями» наперсный крест. Третий деревянный храм в Кутулике построен его трудами.
Умер 30 марта 1895 года и похоронен при церкви. 1 октября 1900 года на его могиле был поставлен и освящен памятник, о чем осталось сообщение в памятной записи клировых ведомостей (51).

С женой Надеждой Павловной они вырастили 12 детей. По данным на 1891 год старший сын Михаил после окончания Иркутской духовной семинарии уже служил священником, все старшие мальчики и девочки получили образование в духовной семинарии или женском училище духовного ведомства. Второй сын Виктор окончил Казанскую Духовную академию кандидатом богословия в 1892 году, служил епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ Иркутской епархии и в 1896 году в возрасте 28 лет скончался от чахотки (похоронен в церковной ограде Кутуликской церкви рядом с родителем) (52). Еще один сын священника – Иван Лаврович Копылов – основатель Иркутского училища искусств.

С апреля 1895 по октябрь 1897 года священником Предтеченской церкви состоял сын о. Лавра – Михаил Лаврович Копылов. Родился о. Михаил 28 октября 1865 года в с. Шамановском Нижнеудинского округа. После окончания курса в Иркутской Духовной семинарии начал священническое служение в Шимковском миссионерском стане (53). К Кутуликской церкви определен после смерти отца. Прослужив всего два с половиной года, он продолжил все труды о. Лавра. Заведовал одноклассной церковно-приходской школой, при его непосредственном участии в 1896-1897 учебном году в Кутулике открылась второклассная школа, которая готовила учителей для начальных школ. «…Человек с выдающимися дарованиями и неутомимой энергией, искренне преданный делу церковного просвещения…» (из характеристики наблюдателя епархиальных школ И. Л. Брызгалова) (54). В 1897 году епархиальным начальством переведен в г. Верхоленск.
Храм св. Иоанна Предтечи в п. Кутулик: Часть вторая.
Храм св. Иоанна Предтечи в п. Кутулик: Часть вторая.

Часть третья.

С 10 октября 1897 года до января 1909 года священником церкви становится Евгений Порфирьевич Попов. Сын дьячка, родился в 1864 году в с. Шаманском Киренского округа. По окончании в 1885 году курса наук в Иркутской духовной семинарии 16 августа рукоположен Его Высокопреосвященством Вениамином Архиепископом Иркутским и Нерчинским во диакона, а через два дня – во священника к Тимошинской Христорождественской церкви. К Кутуликской Иоанно-Предтеченской церкви переведен по прошению Указом Консистории 10 октября 1897 года. До этого, кроме Христорождественской церкви села Тимошинского, служил в Бархатовской Иоанно-Прокопиевской церкви и Евсеевской Петро-Павловской церкви, а также одновременно являлся законоучителем в Евсеевском приходском училище. Труды по катехизации исполнял по назначению Епархиального начальства в 1886, 1891, 1897 годах, за что в 1888 году ему была объявлена благодарность Его Высокопреосвященства Вениамина Архиепископа Иркутского и Нерчинского. Награжден: в 1890 – набедренником, 1896 году – бархатной фиолетовой скуфьей, в 1900 году – камилавкой; за безвозмездный труд по всеобщей народной переписи в 1898 году – медалью, а в 1905 году по предложению Иркутского епархиального наблюдателя церковных школ – наперсным крестом (55), то есть получил все иерейские награды. В Кутулике заведовал церковно-приходскими школами – обязанность, которая накладывалась на каждого священника Предтеченского прихода.

В предреволюционное время священники Кутуликской церкви менялись довольно часто, назовем только имена.
С 26 ноября 1909 года по 15 февраля 1912 года – священник Иоанн Сергеев Агафонов. Прослужил в Кутуликской церкви чуть больше двух лет на должности настоятеля и заведующего второклассной школы (56).
С 21 декабря 1910 года по 23 октября 1913 года – священник Алексей Алексеевич Лебедев. Вначале он служил вторым священником, с 15 февраля 1912 года настоятелем церкви. Согласно прошения по указу переведен в Енисейскую Епархию (57).
С 15 февраля 1912 года по июнь 1915 года – Василий Алексеевич Флеров служил на должности священника второго штата (58), при нем в январе 1914 года был освящен каменный храм.
С 16 июля 1914 года по 11 августа 1915 года – священник Иннокентий Николаевич Новоселов на должности настоятеля.
С 11 августа 1915 года – настоятель Василий Григорьевич Черемных.
С 21 июня 1915 года – на должности второго священника Владимир Яковлевич Аббакумовский.

Из церковнослужителей Иоанно-Предтеченской церкви (дьячки, пономари, причетники…) отметим семью Шашковых. Сын священника Платона Шашкова, служившего в самом начале ХIХ века (о нем упоминалось выше), Василий Платонович Шашков прослужил при храме дьячком почти 46 лет, с 7 декабря 1812 года до июля 1858 год; умер, будучи за штатом, 31 января 1859 года и похоронен при церкви (59). Это единственный, известный нам, такой длительный срок служения при Кутуликской церкви.
В свою очередь, сын дьячка В. П. Шашкова, Василий Васильевич Шашков начал служит в храме с 19 июля 1837 года на одном доходе с отцом (одно содержание на двоих), а с 1842 до сентября 1859 года исполнял обязанности пономаря, прослужив в одной церкви 22 года. Второй сын его, Гавриил Васильевич Шашков, после отправки отца за штат, занял его место и служил дьячком до 10 августа 1863 года, а затем был переведен на пономарское место за неудовлетворительное знание причетнических предметов, где и умер 3 июня 1867 года.
Из служителей церкви следует особо отметить Платона Платоновича Конаровского (Канаровского), «хорошо знающего и любящего церковное пение», который прослужил в Кутуликской церкви чуть больше 30 лет, начиная свое служение в августе 1878 года с исполняющего обязанности псаломщика. В 1885 году он был переведен на должность псаломщика, 6 октября 1891 года рукоположен во диакона, а 2 декабря 1901 года – во священника, продолжая служение на диаконском положении. В 1884 году в открывшейся церковно-приходской школе он начал преподавание пения и организовал певческий хор. За готовность безвозмездно преподавать пение в Кутуликской церковно-приходской школе в 1884 году ему объявлено Архипастырское Благословение, а в 1889 году за усердное преподавание в школе пения и образование певческого хора единовременно удостоен Епархиальным Начальством денежной награды в количестве 50 рублей (60). С образованием второклассной церковно-приходской школы в 1896 году в хор вошли и ее ученики. Хор принимал участие во всех торжественных службах, его стройное и слаженное пение и знание служб отмечалось всеми наблюдателями: «Всенощное бдение пели ученики церковных школ Кутулика – числом до 100 человек – на средине храма. Поющими управлял учитель пения Канаровский; а так как общее пение в Кутуликском храме бывает во все время, пока продолжается учение в школах, то ученики пели стройно и со знанием дела, видимо, хорошо привыкшие к общему пению»; «пел местный хор, вполне знакомый с порядком архиерейского служения» (61).

В данной статье мы не останавливаемся на рассказе о церковно-приходских школах Кутулика, так как этому будет посвящена отдельная статья в следующем номере журнала.
Сделаем лишь два добавления. Кроме Кутуликских школ, на территории прихода в 1901 году были открыты церковно-приходская школа в Головинской станице с 29 учащимися и школа грамоты на заимке «Большая Ерма» с 10 учащимися. В 1903 году в Большой Ерме появилось начальное училище Министерства Народного Просвещения, в котором в 1910 году обучалось 39 человек. В это время в Головинской школе обучалось 45 человек, а к 1913 году появилось еще одно начальное училище на заимке Табарсук (62).
И второе, касающееся здания Кутуликской второклассной церковно-приходской школы. В Клировой ведомости за 1900 год находим памятную запись о том, что в этом году под помещение второклассной школы было приспособлено здание этапа (63).

Как известно, по Московскому тракту пешком перемещались партии арестантов и каторжников, направляемые по этапу в Сибирь. На всём протяжении тракта, кроме казённых почтовых станций, на расстоянии 40-50 вёрст друг от друга были поставлены этапы для днёвок, на которых имелись конвойные команды. На полпути между ними возводились, так называемые, ночлежные полуэтапы (64).
Этап, располагавшийся в Кутулике, находился на окраине села и представлял собой огороженный двор, внутри которого стояло несколько одноэтажных деревянных зданий: в больших бараках размещались на дневной и ночной отдых арестанты, здесь же стояли казармы для солдат и офицеров, лазарет. В отдельном помещении находилась квартира начальника этапной команды. В этапном лазарете нередко рожали арестантки, детей их крестили в церкви, а умерших в лазарете православных арестантов отпевали и хоронили на Кутуликском кладбище (65).
После завершения строительства Транссибирской железнодорожной магистрали (в Иркутск первый поезд пришел в 1898 г.) основной объём перевозок, в том числе и арестантов, приходился уже на железную дорогу. Постепенно на протяжении всего тракта были упразднены и почтовые станции, и этапы. Вероятно, к 1900 году одно из зданий Кутуликского этапа было освобождено и приспособлено под второклассную школу. В это же время рядом со зданием этапа было заложено новое двухэтажное здание второклассной школы (66), которое Владыка освятил 3 октября 1901 года (до настоящего времени не сохранилось, ныне территория детского сада).

Таким образом, в Кутулике, на месте этапа, разместился комплекс построек второклассного училища: основное двухэтажное здание постройки 1901 года, в старом приспособленном здании с 1903 года расположилась образцовая школа, здесь же были столовая, общежитие, мастерские. В советское время на этой территории по-прежнему находился школьный комплекс. В 1930-е годы новое здание школы было построено здесь же (сгорело в 1984 году). Общеизвестно, что один из бараков этапа использовался под жилой дом учителей, здесь в 1946-1954 годах жила семья Вампиловых.

Часть четвертая.

По социальному положению основную массу прихожан Кутуликского храма составляли крестьяне. Приведем некоторые цифры из Клировых ведомостей. В 1830 году общее количество прихожан равнялось 1457 человек. Из них крестьян (вместе с крестьянами из казачьего сословия Головинского и Корховского селения и поселенцами, приписанными в крестьяне) насчитывалось 1361 человек, поселенцев было 208 человек, а военных 106 человек (67). В число военных входила конвойная команда этапа. В исповедных росписях церкви, где отмечались посещения исповеди прихожанами, отдельный раздел составляли военнослужащие Кутуликской конвойной команды и их домашние, сюда же входили отставные военные и вдовствующие солдатки с детьми (68).

На протяжении ХIХ века в клировых ведомостях упоминается наличие в приходе ясачных, в основном это были представители местных бурятских родов. В 1834 году их было наибольшее количество: в семи дворах проживало 45 человек, в 1891 году в четырех дворах числилось 32 человека (69). В течение ХIХ века метрические книги Иоанно-Предтеченской церкви фиксируют нечастые случаи крещения, венчания, отпевания представителей бурятского населения из близлежащих к Кутулику улусов. В начале ХХ века ясачные перестают упоминаться в числе прихожан Кутуликской церкви. Возможно, это связано с тем, что перейдя на русский тип хозяйства, они вошли в число крестьян.
К началу ХХ века, кроме упомянутых социальных групп, в составе прихожан фиксируется незначительное количество статских, мещан и переселенцев. В число военных вместо конвойной команды, которая с закрытием этапа была убрана из Кутулика, вошли военные из казачьего сословия Головинской и Корховской станиц. Крестьяне по-прежнему составляли основную массу прихожан. В 1910 году из общего числа прихожан в 5127 человек, крестьян насчитывалось 3754 человека (70).

Кроме православных жителей на территории прихода проживали магометане (татары), иудеи (евреи) и католики. Татары и евреи начинают упоминаться среди жителей Кутулика с 1840-х годов. Так в Клировой ведомости за 1844 год отмечено три татарских двора с 27 душами и два еврейских двора с 10 душами (71). В Клировой за 1910 год – 7 дворов евреев с населением 67 человек и 30 дворов магометан с населением 225 человек (72). Католики появились на территории прихода только в 1910 году. Как можно предположить, это связано в появлением в Сибири переселенцев из западных областей России – с Украины, Белоруссии. В 1910 году их значится 146 человек, в 1914-1915 годах – 117 (73).

Магометане, благодаря своей многочисленности по сравнению с иудеями, имели свое кладбище и мечеть: время ее постройки не установлено, до настоящего времени не сохранилась. В архивных документах пока не нашлось материалов, связанных с жизнью татарской диаспоры в русско-православной среде Кутулика.

Еврейское кладбище в Кутулике – одно из самых старых еврейских кладбищ на территории Иркутской области. Могильные плиты на нем датировались 1840-ми (74) – 1910-ми годами. Следы существования этого кладбища до сих пор сохраняются.
В октябре 1880 года евреи, «постоянно и оседло проживающие в Кутуликском селении» обратились в Иркутское Губернское правление за разрешением на строительство молитвенного дома, но получили отказ в связи с тем, что «в селении Кутуликском находится только 17 еврейских домов, а на основании 259 ст. ХII т. Уст. Стр. разрешается иметь молитвенный дом только тогда, когда в городе или селении находится не менее 30 домов» (75).

Проживающие в Кутулике евреи занимались торговлей и различными подрядами. Из 10 торговых точек, существовавших в Кутулике в 1907 году, три принадлежало евреям. Но они имели наиболее крупный торговый оборот почти в два раза превышающий оборот остальных семи точек. К примеру, самый большой оборот в 1907 году имел мануфактурно-смешанный магазин Фрумы Гдальевны Мордохович (76). В селе проживало несколько еврейских семейств с такой фамилией.
К месту будет отметить, что попечителями церковно–приходских школ села являлись среди прочих еврейские купцы Ананий Иосифович Швец и Борис Григорьевич Патушинский.

Веротерпимость присуща православному русскому народу, и история это подтверждает, но не обходилось и без конфликтов. Случалось, что представители еврейской диаспоры, руководствуясь в основном своими экономическими интересами и выгодами, вносили в жизнь народа, на территории которого они проживали, разлад и раздор. Не стало исключением в этом плане и Кутуликское крестьянское сельское общество. Так, среди архивных документов за 1885 год сохранилась жалоба крестьян – содержателей Кутуликской почтовой станции (77). Суть дела заключалась в том, что крестьянин Мордохович, выбранный доверенным лицом крестьянами Кутуликского общества, на торгах по содержанию почтовой станции вступил в сговор с иркутским купцом Камовым, обеспечив тем самым его победу. Мордохович не только обманул крестьян своего общества, но и нанес ущерб интересам казны, хоть и не очень крупный.

В лице одного из представителей еврейской диаспоры молодого Арона Исаевича Мордоховича, Кутулик имеет своего фотописца. В фондах Иркутского областного краеведческого музея сохранился его фотоальбом, благодаря которому до нашего времени дошли виды села с домами, различными учреждениями, портретами представителей местной власти, жителями и бытовыми сценами. Фотографии относятся к жизни села периода 1909-1911 годов: закладка каменного храма, строительство пожарной каланчи и дом, где находилось Кутуликская пожарная добровольная дружина, усадьба владельца кутуликской каменоломни С. Г. Горшкова рядом с водяной мельницей на реке Кутуличке, работники каменоломни (грек Антон Бибер, татарин Нубей), кутуликский базар, здание второклассной школы, абошинские буряты и многое другое.
Храм св. Иоанна Предтечи в п. Кутулик: Часть четвертая.
Храм св. Иоанна Предтечи в п. Кутулик: Часть четвертая.

Святыни храма

ИКОНА "УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ СВЯТОГО ПРОРОКА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ"

Сию старинную икону «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи» передали в дар нашему храму кутуликчане Дубасовы в 1998 году. От времени икона потемнела настолько, что невозможно было понять какой святой лик изображен на древе.

В данный период времени (1998 год) настоятелем храма являлся иерей Владимир Кузьминых. Батюшка с большой благодарностью принял старую икону и положил ее в шкафу ризницы с целью передачи иркутскому иконописцу для написания поверх темных красок лика Божией Матери. К большому счастью, и, благодаря Промыслу Божию, задуманное отцом Владимиром мероприятие не осуществилось – батюшка забыл о переданной и хранящейся в шкафу ризницы иконе.

Примерно через год алтарник храма Валерий Билтуев проводил генеральную уборку помещения ризницы и обнаружил, что на иконе немного проявились нимб и лик святого Иоанна Предтечи.

Святыню принесли в действующий придел храма в честь святителя Иннокентия Иркутского и повесили на стене для почитания верующим. Когда прихожане начали молиться перед святым образом, многие получали просимое.

В 2015 году икона "Усекновение главы святого Иоанна Предтечи" была представлена на иркутской выставке в Сибэкспоцентре «Православная Русь». Один мужчина остановился помолиться у святыни. Несколько лет пожилой иркутянин мучился с проблемой по здоровью – у него онемела рука, а врачебная помощь была бессильна. После молитвы у иконы мужчина тут же получил исцеление от заболевания, но сам даже и не понял, что с ним произошло. Только спустя время к пожилому человеку пришло озарение, что он здоров. Через несколько дней вместе с супругой они приезжали к нам в Кутулик и с большой благодарностью вместе молились святому Иоанну Предтечи.

В настоящее время проявленная икона «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи» находится в алтаре нашего храма и в дни памяти святого выносится для поклонения верующим.
Храм св. Иоанна Предтечи в п. Кутулик: Святыни храма

Контакты

669451, Иркутская область, р-н Аларский, п. Кутулик, ул. Советская, д. 109
+7(914)934-76-71
backgroundGradientBall

Пожертвовать храму

Помочь храму
Выберите сумму