История
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
В грамоте Калиты Павловское уже называется селом, следовательно, в нём была уже церковь.«В вотчине Суждальской соборной церкви Рождества Пресвятыя Богородицы протопопа с братиею, Суждальского уезду Опольской десятины в селе Павловском, имелась старинная церковь, два престола: един во имя святаго пророка предтечи и крестителя Господня Иоанна, честного его рождества; второй, во имя сих святителей и чудотворцев Иоанна и Феодора епископов Суждальских, которая церковь за ветхостию в 1729 году разобрана».Церковь эта была разобрана за ветхостью в 1729 году. Кем и когда построена разобранная в 1729 году церковь, неизвестно. Если предположить на существование деревянной церкви 200 лет, то построение этой церкви будет совпадать с переходом села от князя Михаила Васильевича Горбатого в Суздальский Рождественский собор. Церковь эта первоначально устроена однопредельная — в честь Иоанна Предтечи, а потом около 1637 года устроен придел в честь и Суздальских угодников Феодора и Иоанна. На такое предположение наводит имеющийся в Суздальском соборе древний антиминс с следующею надписью: «освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в церкви иже во святых отец наших Ивана и Феодора епископов Суждальских чудотворцев, священа бысть церковь сия в лето 7145 Индикта 5, месяца Июня в 24 день, на праздник Рождества честного славного пророка предтечи и крестителя Ивана, при благоверном Царе Государе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Русии». Антиминс этот мог принадлежать и другой какой-либо церкви, но для нас важно то, что Павловский придельный храм во имя Суздальских чудотворцев Феодора и Иоанна, по весьма достоверным преданиям, дошедшим до составителя исторического сказания «о граде Суждале», соборного ключаря Анания Феодорова, существовал около времени освящения означенного антиминса, а очень может быть и пристроен к главному храму в год освящения антиминса.Из принадлежностей этой, в 1729 году разобранной церкви в кон. XIX века имелись в церкви следующие вещи:Напрестольное Евангелие с следующим послесловием: «7161/1653 года печатанное марта в 21 день на память Иакова исповедника в 8-е лето богохранимаго царствования царя Алексея Михайловича — во 2-е лето патриаршества отца его и богомольца великого Государя святейшаго Никона патриарха».Постная триодь, печатанная в 7192/1684 года при Царях Иоанне и Петре Алексеевичах. На листах этой книги была подпись, от которой остались лишь следующие слова: «сия книга нарицаемая треодь..."Пролог за 6 месяцев — с сентября с следующею подписью по листам: «сия Богодухновенная глаголемая книга преславная пролог царствующаго града Москвы златоустаго монастыря игумена Феоктиста келейная а взята по казенной цене с печатного двора и переплетена на его игуменския келейныя деньги и отдана в село Павловское в церковь св. Иоанна Предтечи деньги по цене взяты… иподиакон Андрей Пустынно… по приказу отца своего священно-иерея Феодора». Упоминаемый в подписи: игумен Феоктист был родом из сёла Павловского.Не излишне добавить здесь одно небезынтересное сведение о игумене Феоктисте, проливающее некоторый свет на значение подарка его в церковь села Павловского. В истории русского раскола почти всем известны лица, крепко стоявшие за раскол при его появлении,— протопоп Аввакум, поп Никита и диакон Федор. Наряду с ними в истории раскола стоит и игумен Московского Златоустова монастыря Феоктист, тоже крепко ратовавший против новшеств. Так между прочим известно: на соборе, бывшем в Москве в 1666 году в 10-е заседание, происходившее в крестовой патриаршей палате, явился игумен Златоустового монастыря Феоктист для словопрений против новопечатных книг и, убежденный отцами собора, принес искреннее покаяние. Выражение подписи на прологе: «Богодухновенная книга новая с печатного двора» показывает, таким образом, что книга эта есть одна из первых экземпляров исправленных новопечатных книг при патриархе Никоне и Феоктист, признавая ее вполне правильною, назвал «Богодухновенною». Выражая усердие к своему родному храму подарком исправленной новопечатной книги, Феоктист, вместе с тем, можно с достоверностью предполагать, имел в виду подействовать этим обстоятельством против раскола, закравшегося и в родное его село. Сам самолично судился на Московском соборе за противодействие исправлению книг и, убежденный в правоте патриарха Никона, вполне сознал свое заблуждение и, признавая уже непогрешительность новопечатных книг, присылает несколько экземпляров их для вразумления своих соотчичей — поселян Павловского.Священно-иерей Феодор — священник того села и вероятно отец игумена Феоктиста, иподиакон Андрей переплетчик или келейник игумена. На внутренней стороне досок книги была следующая надпись: «сия книга села Павловского церкви Иоанна Предтечи подписал того села священник Тимофей Андреев».Два образа св. Иоанна Предтечи и святителей Феодора и Иоанна, Суздальских чудотворцев, древнего письма, в ризах низанных стеклярусом по очень грубому холсту.Деревянный храм построенный в 1729 году имеет следующую о себе историю. В 1729 году деревянная двух-предельная церковь села Павловского настолько пришла в ветхость, что не оставалось более возможности совершать в ней богослужение. Требовалось или прикрыть храм, или построить новый. Но, во чтобы-то ни стало, крестьяне села Павловского решились построить новый — деревянный же и таковых же размеров. В этом же 1729 году, чрез церковного старосту Кондрата Васильева, на имя Преосвященного Иоакима, епископа Суздальского и Юрьевского подана была просьба о том, что «в сельце Павловском приходская церковь Божия, во имя рождества Иоанна предтечи и святителей Иоанна и Феодора епископов Суждальских, старинное строение, ныне весьма обветшала, и ныне де они (крестьяне) иметь обещание построить в том селе церковь Божию новую, во имя рождества ж Иоанна предтечи, по которому их прошению о строении церкви вновь дана благословенная грамота». Получив разрешение на постройку нового храма, крестьяне тотчас приступили к работе. В этом же году церковь была отстроена и освящена. Но к немалому прискорбию крестьян села Павловского к новоотстроенной церкви не дан был причт, и требы и богослужение исполнял причет Суздальского Рождественского собора, в вотчине коего состояло село.Новоотстроенный храм этот существовал сравнительно недолгое время. Построенный, или точнее перестроенный из старой обветшавшей церкви на собственные средства павловцев следовательно не мог иметь достаточной прочности и достаточного внутреннего украшения. Оставшиеся от этого храма царские двери свидетельствуют о его крайней бедности.Каменная церковь Рождества Иоанна Предтечи была построена в 1805 г. на средства прихожан с приделом во имя Святителей Федора и Иоанна Суздальских Чудотворцев.Каменный храм этот хотя и далеко превосходит ценностью прежний деревянный, но также беден внутренними и даже внешним украшением. Фасад храма общий с фасадами бедных сельских церквей, построенных в начальных годах ХIX столетия — совершенно без всяких украшений,— четырехугольный, в виде столба, в два света, с двумя боковыми дверями, с полукруглым алтарем и с трапезою в два придела. Купол на церкви четырехгранный — изнутри совершенно круглый, фонарь на куполе с четырьмя щелеобразными окошками, на нем небольшая глава с железным восьмиконечным крестом. Стены выбелены известкой, иконостас в 5 ярусов, простой столярной работы.Колокольня построена одновременно с церковью, в три яруса с четырехгранным куполом, на котором утвержден фонарь с четырьмя небольшими пролетами, на нем глава с железным восьмиконечным крестом.В начале 60-х годов, с одной стороны усмотрев значительную тесноту в храме, а с другой, затруднение в зимние месяцы молиться в холодном храме, крестьяне решили на собственные средства сделать пристройку к церкви в параллель с прежде-устроенным приделом. В 1864 году на праздник св. Пасхи сами крестьяне (почти все крестьяне села Павловского каменщики) сложили другой придел во имя Свят. Безсребренников Козьмы и Дамiана, снабдив его очень ценными хорошего древнего письма иконами, приобретенными некоторыми из крестьян из Московского Чудова монастыря.1-го ноября 1865 г. придел Козьмы и Домиана был освящен.В непродолжительном после сего времени на средства же крестьян села Павловского, с помощью иных доброхотных дателей, слит колокол в 400 пудов и куплены довольно ценные серебреные, густо вызолоченные сосуды.В 1876 году расписанием приходов и причтов во Владимирской Епархии усердие крестьян села Павловского к своему храму поощрено было тем, что Павловский приход назначен самостоятельным приходом с причислением к нему церкви и причта соседнего села Батыева — церкви более богатой внутренним и внешним украшением. Как бы в благодарность за это крестьяне села Павловского в непродолжительном времени после такого расписания приходов, построили довольно приличный деревянный, крытый железом дом для священника.В 1882 г. преподано благословение от Преосвященного Феогноста, Епископа Владимирского и Суздальского прихожанам и церковному старосте с. Павловского, за пожертвование на устройство сторожки 200 руб.Причт села Павловского кроме добровольных пожертвований за требоисправления, простирающихся до 300 руб., имели пахотной земли 30 десятин, сенокосной 3 и усадебной 1 десятину. Земля обрабатывалась самим причтом, при содействии прихожан, которая в урожайные годы давала чистой пользы около 200 рублей.Весь приход села Павловского к 1883 году состоял из одного своего села, к приписному селу Батыеву отношение не более как официальное. Приходских душ муж. 306 и жен. 343.Религиозно — нравственное состояние павловцев особенно не выдается (По преданию, из павловцев не мало было иноков, отличавшихся высокими иноческими подвигами по преимуществу в Суздальских обителях. К сожалению до нас не дошло никаких более или менее достоверных письменных сведений о таковых подвижниках, за исключением сведений о игумене Феоктисте и крестьянине Иване Васильеве, о котором в приходорасходных книгах Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря 1697 года лишь сказано только, что «в 29 день (месяца декабря 7205 года) Суздальского уезда села Павловского крестьянин Ивашко Васильев дал вкладу 3 рубли и за тот вклад в монастырь пострижен».); суеверий и грубых пороков в селе не слышно. Долг исповеди и таинства Св. Причастия в большинстве исполняется ежегодно, за исключением тех, которые живут в разных местах Российской Империи, на заработках.Причта при церкви в кон. XIX века положено: священник и псаломщик. Причт кроме добровольных пожертвований за требоисправления, простирающихся до 300 руб., имел пахотной земли 30 десятин, сенокосной 3 и усадебной 1 десятину. Земля давала причту дохода до 200 рублей.Приход состоял из одного села, в котором в 1897 г. числилось 108 дворов, душ муж. пола 322 и жен. пола 343 души.27 декабря 1999 г. был зарегистрирован приход храма святого Иоанна Предтечи села Павловское Суздальского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви.
Контакты
601273, Владимирская область, Суздальский район, с. Павловское, ул. Старая Набережная, д.6 а
+7(914)717-07-88
tree8life@gmail.com
Режим работы храма согласно указанному расписанию, а также в дни Великих праздников на кануне совершается Всенощное бдение в 17:00 и на следующий день Литургия в 07:30 утра.
Пожертвовать храму
Помочь храму
Выберите сумму